Глава 4. Где можно облажаться и что делать, если это произошло.


  Введение
Главы: 1 2 3 4 5 6
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
 
фото 17. [N]
Конв. Анаг.

Иногда, в обсуждениях стерео фотографий на сайте www.photographer.ru в рамках проекта "Стереофото" встречается недоумение относительно содержания многих сюжетов стерео, например такое: «Ничего не понял, но на всякий случай поставил 2». И это по десятибальной шкале. Надо полагать незнание целого направления в изобразительном искусстве достаточное условие для того, чтобы поставить «неуд» автору работы. Хотя я пожалуй погорячился. Не может не знать о стереограмме человек, так много сделавший для развития фотографии.

Почему наблюдается взаимная отчуждённость стерео и моно фотографов? Почему в жанре стерео снимает так мало людей из числа тех, кто имеет фотоаппарат? Однозначных ответов у меня нет; я могу дать только свою версию причин непонимания и не распространенности стерео.

Порой, испытывая восторг перед превращением двух плоских кадров в объёмный кусочек пространства, стерео фотографы забывают те простые требования к построению кадра, которые известны всем, кто любит фотографию. В результате стерео есть, а интереса нет. Но и простой перенос канонов моно, в стерео не работает. Отчуждённость моно и стерео можно объяснить непониманием разницы их стилей съёмки. Это пояснит следующий пример.

фото 18. [C]
Конв. Анаг.

Вот, взятый с сайта www.photoscape.ru, список вопросов на которые должен ответить фотограф во время съёмки кадра.


1 Есть ли у моей фотографии четко выраженная тема или сюжет?
2. Насколько свет (освещение) является оптимальным и работает на мою идею?
3 .Есть ли у моей работы четко выраженный центр интереса?
4. Достаточно ли проста композиция моей работы?
5. Исключил ли я все отвлекающие и ненужные объекты из кадра?
6. Создал ли я в своей фотографии иллюзию глубины и перспективы?
7. Была ли моя работа оптимально экспонирована, так чтобы это максимально соответствовало моему замыслу?
8. Присутствует ли в моей фотографии резкость (если это соответствует моему замыслу)?
9. Насколько оптимален для моего замысла выбранный формат кадра (вертикальный или горизонтальный)?
10. Что я чувствую, когда смотрю на эту фотографию?

фото 19. [C]
Конв. Анаг.

Это очень хорошие вопросы, задумываясь над которыми перед процессом фотографирования или при разборе отснятого материала можно успешно "расти над собой". Теперь посмотрим насколько изменится содержание этого вопросника, применительно к стерео.

1. Что на моей фотографии является главным объектом?
2. Равномерно ли свет распределён по всему пространству сцены; статичен ли источник света?
3. Правильно ли выбрана точка съёмки для гармоничного дополнения главного объекта, предметами окружения?
4. Не слишком ли много их в кадре?
5. Исключены ли движущиеся предметы (при съёмке одним аппаратом) и не слишком ли быстро двигаются объекты (для спарки)?
6. Правильно ли я выбрал базу и расстояние до ближайшего объекта, чтобы он комфортно наблюдался и при этом на фотографии была наибольшая дальность различимо объёмного пространства?
7. Постарался ли я сделать более короткую выдержку?
8. Правильно ли выбрана глубина резкости?
9. Как лучше ориентировать аппарат вертикально или горизонтально (что я буду делать - анаглиф или конвергент)?
10. Смогу ли я придумать короткий слоган-девиз к своей фотографии?
фото 20. [2*N]
Конв. Анаг.

Вероятно моно фотографам кажется диким желание включить в кадр большое количество предметов. Полагаю фотография воспринимается ими более эстетичной в случае максимального удаления из кадра всего «лишнего», в категорию которого часто попадает и цвет (длительная чёрно-белая история фото даёт о себе знать). Порой в моно фотографии ценность кадра обратно пропорциональна узнаваемости изображённого. В стерео больше ценится правдоподобно переданные перспектива и цвет.

Наиболее выгодно на стерео фотографии смотрятся многоплановые сцены и сложно структурные объекты. Если в моно снимают дерево, то выглядит это примерно следующим образом: одинокий, корявый и крупно ветвистый дуб с корой в глубоких бороздах, возможно в чёрно - белом варианте на фоне неба. Стерео позволяет визуально обособить все ветки по расположению в пространстве и передать сложную пространственную структуру. То, что в моно будет выглядеть как никчёмное месиво веток, в стерео станет кустом терновника (фото 17). Особенность съёмки стерео, по сравнению с моно, заключается в том, что не всегда удаётся корректно снять сцену, потому, что не всегда получается найти отрезок съёмки, который отвечал бы правилам 3 и 6. В городе, например, жутко мешают столбы с кабелями и тросы с дорожными знаками.
фото 21. [jb]
Конв. Анаг.

Теперь давайте подробно остановимся на самых частых ошибках, которые допускают стереофотеры, и исправить которые, в процессе обработки пары на компьютере, трудно или уже невозможно. Лидируют в списке «Лучшая лажа всех времён и народов» сюжеты «ни о чём». Вот фото 18 детской горки. Добротно сделанная стереопара, но придумать слоган-девиз к фотографии достаточно проблематично. Как тренинг для интуитивного вычисления нужной стереобазы, снимать такое можно и нужно, но публиковать в галереях не стоит – заколят (поставят единицу); и это в лучшем случае – в худшем проигнорируют.

фото 22. [fs]
Конв. Анаг.

фото 23. [fs]
Конв. Анаг.

Второе место поделили между собой проколы связанные с невниманием к погодным условиям и выходом важных объектов сцены за границы кадра. Снимать в ветреную и облачную погоду, когда солнце постоянно «ныряет» в облака, крайне сложно. Пока вы переминаетесь с ноги на ногу тень облака успевает проделать большой путь и освещённость зданий дальнего плана может резко отличаться на левой и правой половинах кадра (фото 19). Исправить это можно кропотливой работой в Adobe Photoshop , но всегда ли в этом есть смысл? На этой фотографии ещё необходимо исправить завал зданий. Полощущиеся на ветру флаги и качающиеся ветки деревьев так же не украсят кадр.

Зарезание главного объекта относится к ошибке, которую можно исправить только если вы умеете хорошо рисовать. У меня, в случае с зениткой (фото 20), это произошло из-за невнимательности, а трактор (фото 21) был зарезан самой шпионской камерой JB-1 ( у неё нет монитора и при этом ось видоискателя сильно непараллельна оси объектива, что послужило поводом для её сдачи обратно в магазин).

фото 24.
Конв. Анаг.

Третье место у ошибки «забыли про направление ветра». Ошибки можно избежать, если правильно провести процесс фотографирования. Посмотрите на фото 22. На первый взгляд всё хорошо. Плоскость асфальта уходит от наблюдателя и столбы пространственно отделены от магазина «Ашан» на дальнем плане. Но облака словно нависают над стоящими машинами и самые маленькие по размеру находятся ближе к зрителю, чем магазин. Это произошло по причине сильного влияния ветра на фотографирование методом cha - cha . Облака двигались слева направо, а съёмку я намеренно сделал, начав с правого кадра. Если снять сцену «по ветру», то облака займут положенное им место на дальнем плане (фото 23). Но с прискорбием можно заметить, что фотография стала менее интересной! Из этого делаем вывод: когда облака не перекрываются элементами переднего и среднего планов можно намеренно скорректировать перспективу верха для усиления стереоэффекта.

фото 25. [O]
Конв. Анаг.

Начинающим стереофотерам советуют снимать «двойной cha - cha » - связку из трёх кадров, например: левый-правый-левый. Затем собрать два снимка, чтобы выбрать лучший. Опытные фотографы, во время изучения сцены, которую предстоит снимать, всегда подмечают куда дует ветер. Вот "3D фотоглюк" от Некто2 (фото24). Это пример сознательного использования эффекта от движения листьев в луже. Создаётся впечатление «горбатой» поверхности воды.

«Отделение» теней от плоскости, на которой им положено быть, происходит, чаще всего, при фотографировании со вспышкой. Мы получаем разные источники света для левого и правого кадра пары - ведь вспышка принадлежит аппарату и движется вместе с ним (глубокая мысль!). В результате тени отделяются от стены и повисают рядом с объектом, который их отбрасывает. Обратите внимание на тень травинки – она висит в воздухе (фото 25 ).

фото 26. [2*N]
Конв. Анаг.

Теперь вы можете не только прочитать у Сергея Лукьяненко «тень отрывалась от грязного асфальта, вставала, пружинила — будто столб тяжелого дыма », но и подумать каким образом это можно сделать, чтобы увидеть на фото своими глазами. Если необходимо снимать со вспышкой, то в стерео это можно делать только в случае её независимости от аппарата или снимать спаркой, на которой вспышка расположена таким образом, чтобы находиться справа или слева, но не между объективами.

При фотографировании спаркой вы легко избежите проблем с ветром и меняющимся освещением, но столкнётесь с десинхронизацией. Пользуясь простыми фотоаппаратами, нажимают кнопки спуска затвора указательными пальцами обеих рук. Если снимать быстро движущиеся объекты, то можно убедиться в том, что 30 кадров одного и того же это не всегда пустое расходование килобайт на картах памяти. Вполне может случиться так, что во всём отснятом материале сцены, вы не найдёте ни одной синхронной пары. Обратите внимание на эффект удлиннения передней ноги лошади и парение коляски над дорожкой на фото 26.

фото 27. [2*O]
Конв. Анаг.

В условиях низкой освещенности при съёмке без вспышки возникает «размазывание» идущих людей. Один из таких кадров я снял в метро (фото 27). В моно этот приём используют для подчёркивания динамики. В стерео «фантомы», как правило, портят кадр. Вам понадобится большой опыт фотографирования, чтобы суметь выгодно "обыграть" это явление. Посмотрите в разделе "The best!", как это сделал Борис Староста.

Гипербаза. Не совсем правильно под этим термином подразумевается съёмка с большой стереобазой в 5-10 и более метров. Посмотрите на " Нью-Йорк Сити как на ладони" от 3Dimki (фото 28) – разве не шикарный кадр?! Город выглядит как макет потому, что глазами такое можно увидеть только на столе архитектора. Натурально рассматриваемый вид менее завораживающий, чем он получается на стереофотографии. Поэтому правильно понимать гипербазу надо как явное превышение размеров стереобазы над необходимой в данной сцене. Пример чрезмерной базы можно увидеть на фото 29 от Некто2 "На пенсии". К тому же здесь присутствует ещё одна распространённая ошибка - toe-in (косолапость) .

фото 28.
Конв. Анаг.

Наиболее точно и ёмко охарактеризовал эту ошибку 3Dimka:
##
К сожалению я не знаю технического перевода стерео терминов на русский, поэтому приходится пока пользоваться английскими терминами...
Toe - in (что-то типа носочки вовнутрь), это когда при съемке двух стереокадров вы направляете ее на объект, что как бы логично, но это способствует перспективным искажениям, которые очень сложно исправлять потом. Искажения заключаются в том, что одна и та же физическая точка на разных кадрах получается на разной высоте. Причем перепад высот у разных точек разный, это и усложняет подгонку стереопар.
Не toe - in это параллельная съемка. Это когда камера(камеры) всегда перпендикулярны стереобазе а оси направления съемки двух камер должны быть как можно максимально параллельны друг другу.
Есть достаточно простой прием борьбы с toe - in - объект/точка, который находится на оч. большом расстоянии должен быть в одном и том же месте на двух кадрах. На стереоизображении при этом задний план будет на плоскости монитора, а все что ближе него - вылезет вперед. Но глубину стерео окна уже легко выставить горизонтальным смещением/обрезкой кадров.
Toe - in допускается при макросъемке, если при параллельном методе сильно обрезается объект. Но потом искажения желательно исправить.
Toe - in свойственен для человеческого зрения, но у человека изображение проецируется на сферу, а не на плоскость как у камеры, поэтому перспективные изображения корректируются. ##

фото 29.
Конв. Анаг.

Приведу классический, но от этого не менее актуальный анекдот. Ученые решили проверить, у кого сообразительности больше: у среднего, не выдающегося, шимпанзе или у крепко пьющего алкаша. Подвесили для обезьяны банан к потолку и в комнату внесли пару предметов: швабру и табуретку. Шимпанзе прыгнул, но не достал до банана - высоко. Покумекал примат, на табуретку взобрался и шваброй банан подцепил. Потом уже и алкоголика на эксперимент запустили, заменив банан поллитровкой. Алкаш - глаза горят, руки в треморе - прыгать начал. Понятное дело, не достает, высоко бутылка треклятая - а знай прыгает. Час прыгает, два. Тут уже и доценты с кандидатами поскучнели. Один из них к алкашу подошел и, на табуретку да на швабру указывая, говорит: «а ты не думал, чтобы вот это в дело пустить»? На что алкоголик наш, на очкарика глянув презрительно, ответил бессмертной фразой: «да х&#и ж тут думать - прыгать надо»!

фото 30. [2*N]
Конв. Анаг.

Цифровые технологии вместе с неоспоримым удобством подкладывают нам большую свинью. Имея возможность не экономить на кадрах, мы перестали выбирать лучшую точку съёмки. Посмотрите насколько приятнее стало восприятие сцены от того, что Спасская башня видна и на правом и на левом кадре пары фото 30 , а не скрыта куполом собора. Хороший стереокадр архитектурного ансамбля - не стрельба навскидку. Это больше похоже на снайперский выстрел, ради которого можно потратить полдня.

Последняя ошибка, на которой я хочу закончить вас пугать, связана с непродуманной сборкой исходников в стерео фотографию. Сравните два снимка (фото 31 и фото 32). На первом сведение сделано по мосту. Все люди в катере выехали из стерео окна. Рамка «поломалась» головами ближних женщин. Второй сведён таким образом, что все точки виртуального пространства воспринимаются расположенными дальше рамки фотографии. Сама рамка стала цельно воспринимаемой. Но мост обрезало и справа и слева оттого, что я оставил мало места по краям при фотографировании (так называемые поля) для маневра кропирования при компоновке пары.

«Заэкранная» компоновка стереопары оправдана в 95% случаев и является общепринято правильной. Исключения составляют 5% случаев, когда из-за размытого нерезкостью фона можно «вытащить» главный объект на зрителя для усиления эффекта. Это хорошо иллюстрирует фото 33 "Роза, праздник давно прошёл" Константина Баскакова. Заметьте - рамка не «ломается» ни одной точкой розы. Часто приходится делать выбор: сводить по среднему плану или обрезать значимые объекты. Выбор всегда надо делать по своим ощущениям. Полагаю обрезка предметов является более грубой ошибкой.

фото 31. [2*N]
Конв. Анаг.

фото 32. [2*N]
Конв. Анаг.
фото 33.
Конв. Анаг.
Посмотрите анаглифы на моей домашней странице в разделе Выставка. Вы насчитаете там массу проколов о которых я написал. Сам я заглядываю туда время от времени для профилактики «звёздной болезни». В следующей главе речь пойдёт о том, как сделать фотоспарку и при этом не подорвать семейный бюджет.

 

 

 

Главная

© necster. Апрель 2006.