Глава 3. Мы вSPоMним всё. | ![]() |
|
Ещё год назад, для сборки стерео пары я применял Adobe Photoshop, эту незаменимую программу растровой графики. Тот, кто имеет некоторое представление о стерео анаглифе, наверняка пользовался программой Anaglyph Maker . Так вот, забудьте про неё. Компоновать с её помощью стерео так же удобно, как вскапывать огород пластмассовым совочком. Времена стремительно меняются и теперь для сборки стерео используется StereoPhoto Maker (SPM). Богатые возможности, удобство и простота интерфейса программы, созданной энтузиастами стерео и распространяемой бесплатно, делает сведение стерео пар удовольствием. Эта работа в Фотошопе теперь напоминает бег с препятствиями в мешке из-под картошки. Мало того. Отпала необходимость в создании для просмотра у себя на компьютере разных видов стерео пар. Не нужно делать анаглифы и конвергенты. Стало возможным хранить лишь выровненные по высоте и повороту исходники, а с помощью SPM просматривать их как конвергенты, в увеличенном виде (программа способна синхронно скроллировать два изображения) и компоновать анаглифы на лету, ещё и убирая "свечение" красного. Если вам интересно узнать каким образом производилось изготовление стереопар в Фотошопе, смотрите первое издание Азбуки: глава 3 и глава 4. Скачать программу можно с сайта разработчиков. Она лежит виде полного архива, состоящего из двух файлов. Распакуйте и пользуйтесь. Если у вас модемный доступ в интернет, и скачивание пяти с лишним мегабайт для вас нелёгкая задача, то можно скачать только собственно программу (версии 3.03) без файла помощи. Основные операции программы будут описаны в этой главе и файл помощи вам не понадобится. Версия 3.03 является последней версией в которой удобно реализовано автоматическое выравнивание. В более поздних версиях разработчики программы были вынуждены её ухудшить из-за проблем с авторским правом. Я рекомендую пользоваться версией 3.03. Если вы сохраняете исходники стерео в виде резервных копий на CD, то целесообразно записывать на диск ещё и SPM. Тогда диск можно привозить в гости для демонстрации своих шедевров - программа не требует прописки в реестре и, следовательно, не инсталлируется. Хотя делать запись программы на CD нельзя без письменного разрешения авторов, я полагаю, что это вполне допустимо для некоммерческого использования. В приложении к Азбуке даны небольшие исходники. Они специально не выровнены по повороту и горизонтали. Именно такие фотографии получаются при съёмке одним аппаратом или плохо сделанной фото спаркой. У вас есть возможность читая главу тренироваться на приложенных файлах. Скачайте исходники на винт, читайте главу и обрабатывайте их вместе со мной в SPM. |
|
В программе под строкой меню находится панель инструментов. Вот их описание: Очень полезная возможность программы: перевод готового конвергента в анаглиф и наоборот (с потерей цвета). Для этого нужно нажать [W] и выбрать вид загружаемого файла Side-by-side для конвергента и Anagliph для анаглифа. После этого входной файл будет разрезан на два исходника. Из цветного анаглифа можно получить только бесцветный конвергент. Этот процесс понравится тем, кто умеет смотреть параллельно или перекрёстно, но не имеет цветных очков. Появляется возможность увидеть размещённые в интернете анаглифы в виде бесцветного конвергента или параллельной пары (для этого, возможно, вам придётся уменьшить её на экране кнопкой [F3].
После открытия файлов добавятся следующие инструменты:
|
|
Я советую вам сохранять фото в виде *.bmp и позже конвертировать в *.jpg , но уже в Adobe Photoshop - его кодек JPEG-компрессии качественнее. Необходимо открыть готовую стереофотографию в bmp-формате, выбрать пункт меню Файл/Сохранить для WEB, на появившейся панели справа выбрать из списка JPEG и, регулируя число степени качества, выбрать подходящий для вас размер выходного файла (он виден слева внизу). Я пользуюсь таким правилом: "нормальный вес" в килобайтах для анаглифа равен произведению разрешения, делённому на 2500. Например 1024*768/2500= 314 Кб Это средний вес полноэкранного анаглифа для 17" мониторов. Если на фото много мелких деталей (фото голого кустарника), то нормальный вес увеличивается в 1.5-2 раза. Фото бильярдного шара на зелёном сукне может весить 70 Кб. Затем для контроля качества, нужно оценить разницу между bmp и jpg в программе - просмотровщике (я использую ACDSee). В полноэкранном режиме нужно «попрыгать» с одного на другой и посмотреть бросается ли в глаза разница. До тех пор, пока не появится заметное ухудшение, можно попробовать сжать посильнее - этим вы облегчите страдания несчастных пользователей модемов 56К. Однако не перестарайтесь. Попробуйте из разрешения 900*600 сделать файл весом 50 Кб и вы поймёте что такое «грязный» объём. Почти всегда я сохраняю анаглифы на уровне качества High 60. |
|
|
|
|
|
Начнём процесс редактирования. Для простоты объяснения я показываю это на стереопаре входа на станцию метро «Динамо» (скачайте исходники левого и правого кадров пары). Раскройте окно Easy Adjustement на весь экран и нажмите кнопку 100% SIZE. Теперь постараемся найти на нашей фотографии заведомо вертикальные линии. В большинстве случаев это столбы и рёбра зданий. В примере это будет ближнее к нам ребро здания. Включите сетку и нажмите кнопку Left. При помощи движка L в блоке Rotation сделайте ребро здания параллельным вертикальным линиям сетки. Теперь нажмите кнопку Right и выставьте вертикально ребро здания правого кадра. Включите оба слоя, нажав кнопку Both Images. Следующий шаг – подгон, под горизонтальные линии сетки, одной и той же точки красного и синего слоёв. Например кронштейна для флагов на стене. Делается это движком слева от фотографии V.Position. Стереопара приобрела почти законченный вид. Остался последний штрих геометрии – позиционирование предмета относительно стекла монитора. Можно задвинуть все точки здания и ступеней вглубь экрана, а можно «вытащить» его на зрителя, что гораздо эффектнее смотрится (я так по молодости и делал), но пользоваться этим приёмом нужно со знанием дела. Поговорим об этом в четвёртой главе. А сейчас сдвинем горизонтальный движок H. Position влево/право чтобы совпали красный и синий слой ближайшего к зрителю вертикального ребра стенки ступеней. Наше здание и ступени ушли вглубь монитора . На этом редактирование исходников завершено и можно смело нажать OK. Я рекомендую зайти в настройки программы из меню Edit / Preferences и внизу проставить галки в следующих кубиках:
|
Для улучшения восприятия любой уменьшенной картинки, в том числе моно, помогает увеличение резкости или шарпинг (от анг. shaping). Этот фильтр вызывается клавишей [U] и имеет возможность настройки степени резкости. Я обычно выставляю значение 35-47. Шарпинг одинаково полезен и конвергентам и анаглифам. Теперь для вас не составит большого труда снять стереопару и скомпоновать её для публикации в любой стерео галерее. Гораздо сложнее снять пару, а затем скомпоновать её так, чтобы она приятно воспринималась другими людьми. Если хотите узнать какие ошибки подстерегают стереофотографа на каждом шагу, то вам стоит прочитать следующую главу.
|