Главная > Другие объективы > Мир-1 2.8/37мм – объектив со „встроенным“ ретро-фильтром
 
 
 
 
Белый Мир-1 обладает харизмой – он либо нравится, либо категорически отвергается. Небольшие остаточные сферические аберрации (при достаточно высокой резкости) придают картинке ретро-шарм, а сиреневое просветление добавляет тёплый „душевный“ оттенок. Объектив Мир-1 стал моим любимчиком - я обязательно беру его на съёмку, когда мне нужно передать на фотографии ощущение покоя и радости с лёгкой ноткой печали.

В начале знакомства с объективом, выход брака может достигать 50%, но с приходом сноровки это старое „стекло“ начинает выдавать очень интересные фотографии. Даже появляется „новый взгляд“ на сюжеты, которые объективу Мир-1 удаются как никакому другому умеренному широкоугольнику. Например, он любит сюжеты с контровым светом сквозь ветки и отражённым от асфальта.

Белый Мир-1, положа руку на сердце, не так резок и менее контрастен, чем, например мой китовый Nikkor 18-55 (на 37мм и f/5.6), но, именно благодаря этим недостаткам (да ещё при умелой „вытяжке“ из RAW), им можно получить более интересные фотографии, чем китовым. Белый Мир-1 сразу, при съёмке в JPG, выдаёт „олдскульную“ картинку, немного напоминающую акварели Томаса Гёртина, которая придётся по вкусу, скорее, зрелому человеку – молодость поставит на первое место контраст и сочность цвета. Чтобы стало более понятно, вот синхронные кадры с белого Мир-1 и Мир-1Ш.

Кстати, не мне одному нравится такая картинка.
Некоторые люди принимали этот банальнейшей пейзаж, снятый белым Мир-1 на цифру, за плёночную фотокарточку.
Главная ошибка, которую делают ругатели объектива Мир-1 за мыльность - фотографирование пейзажа на диафрагме f/2.8. Это умеренный широкоугольник для плёнки; на цифре используется другое значение кружка нерезкости для формулы определения ГРИП, а при 100% просмотре на мониторе недостаточно сильное размытие выглядит не как бо-ке, а как "мыло". Поэтому, следуйте такому правилу: используемая диафрагма должна быть привязана к дистанции фокусировки - от минималки до 2 метров (50 фокусных расстояний) можно пользоваться диафрагмой f/2.8, от 2 до 6 метров (150 фокусных) ставьте f/4, дальше только f/5.6 и объектив вас не разочарует. Зажимать диафрагму больше f/8, при съёмке на бесконечности, на мой взгляд, не имеет смысла - в центре кадра картинка становится „вялой“ (малоконтрастной) и падает резкость.

Однослойное сиреневое просветление „теплит“ картинку и даёт большие синие "зайцы". Иногда, этот баг можно использовать в качестве фичи. Белый Мир-1 любит солнце и заметно хуже работает в пасмурную погоду и в помещениях (яркие лампы „засвечивают“ область кадра вокруг люстры). Объективу нужна бленда, чтобы уменьшить попадание бокового света на передний мениск – это немного повысит общий контраст. Никогда не покупайте объектив с мятой передней резьбой!

В 1967 году передний мениск объектива, вместо сиреневого, получил жёлтое просветление (вот); цветопередача стала более естественной и вырос контраст, но очарование старого Мир-1 ушло. В конце 60-х годов посадочная резьба стала М42, а цвет оправы чёрным - появились встроенные экспонометры, которые ослеплялись бликом от белой оправы.

Производство объектива Мир-1 было начато в конце 50-х годов прошлого века на Красногорском механическом заводе. В начале 60-х передано на Загорский завод, в начале 80-х годов - на Валдайский завод „Юпитер“, с 85-го - на Вологодский оптико-механический завод. Лепестки вологодского Мир-1В стали нематированными. В-шники покупать не стоит - их резкость ниже.

Мир-1 поставлялся в бюджетные организации, по безналичному расчёту и более низкой цене (55р.), чем для розничной торговли (70р.) Чтобы исключить случаи воровства и продажу объективов через комиссионные магазины, они получили другую маркировку: загорские – Mir-1-R, вологодские – Мир-1Ш. Это породило стойкий миф будто бы объективы, не прошедшие ОТК Вологодского завода, маркировались как «Школьный» и были настолько плохи, что годились только для обучения школьников фотографированию в кружках Дома Пионеров. Это миф - изучив объектив я убедился в том, что Мир-1Ш по резкости, контрасту и хроматическим аберрациям по краям кадра заметно лучше загорца (тест-1) и гораздо лучше В-шника. Про Мир-1Ш на плёнке читайте здесь.
  Отличить его от китового AF-S 18-55/3.5-5.6G ED на f/5.6 можно только по чуть худшему контрасту (тест-2), и даже рядом с замечательно резким AF Nikkor 28-105/3.5-4.5D, Мир-1Ш смотрится вполне достойно (тест-3).

На мой взгляд, в сравнении с похожим объективом МС Мир-24Н 2/35
, Мир-1 любой модификации имеет заметно меньшие хроматические аберрации и более интересное размытие дальнего плана - резко очерченные и сплющенные у краёв кадра размытые кружки бликов.

Посмотреть ТТХ объектива можно тут
FAQ по советским объективам и примерные цены
Ознакомиться со значением некоторых оптических терминов вы можете здесь
Медаль Grand-prix Brussels 1958
 
Кликните по фотографии для просмотра её в среднем размере.

 

 

 

 

 

 

 

  1   [2]   Следующая


  Комментарии читателей и автора

  #1 Мир-1 сложный объектив. Конструктив неказистый, кольцо диафрагмы широкое и удобное, а вот фокусёр не удобен. МДФ 0.75 мне кажется маловатой. Эффект ретро фото даёт только "белый" мир с синим просветлением. Мир-24 Н думается куда как интереснее, 35мм ф-2, МС просветление, МДФ 24мм можно снимать всякую мелкотню, не макро конечно но удобно. Очень приятное боке на предметной съёмке. Боке же у мир-1 какое-то нервное и суховатое. Если нужен ретро эффект, то он есть у многих объективов, например у мир 10 на ф-3.5 и до ф-5.6 тоже достойный объектус. Мир-1 у меня както не прижился.

  #2 Выпускался (очень недолго) на ЗОМЗ еще Мир-1А - крайне любопытный объектив. У него не одна плоскость диафрагмы, а две, повернутые друг относительно друга. Ну и адаптерный хвост, конечно.
  Вы правы в том, что такой (достаточно редкий) объектив существовал. Мне он ни разу не попадался. Но вы ошибаетесь относительно „двойной“ диафрагмы. Она там одна, как и в любом другом советском объективе. Просто для того, чтобы добавить полстоповые значения между стандартными числами диафрагмы, лепестки сделали с вырезом, как у Индустар-61 Л/З или Гелиос-40 (фото). Поэтому диафрагма складывается так причудливо, что при виде сзади создаётся впечатление будто бы там два ряда лепестков. Посмотрите (тут) расстояние между f/16 и f/11 у обычного Мир-1 и у А-шника.

  #3 А как его накручивать на цифру (Никон)? Через переходник с линзой (для бесконечности)?
  На линзовый переходник этот объектив ставить не имеет смысла – защитный бортик задней линзы объектива упрётся в линзу переходника задолго до положения „бесконечность“ на фокусере. Мир-1 ставится на Никон при помощи переходника без линзы М42/Н и колечка М39/М42, но для получения резкости на бесконечности, Мир-1 нужно серьёзно перепиливать. Примерно у 30% объективов зеркало цепляет за заднюю линзу уже при фокусировке на 20 метрах. На таких экземплярах получить бескон не удастся. Причём без разборки и прикидочной установки уверенно определить „переделываемость“ объектива невозможно.

  #4 Приобрёл мир-1 "белый" с синими линзами, Очень хороший объектус, но рабочий отрезок меньше чем у "чёрного". Как добиться бесконечности?
  Вокруг задней линзы накручено крепёжное кольцолинзоблока. Оно может быть законтрено двумя потайными винтами. Надо его открутить и фокусировочная часть объектива снимется с линзоблока. Вы увидите дюралевое юстировочное колечко, которое надо заменить на более тонкое. Потом всё собрать как было.

  #5 Здравствуйте Сергей. Как на ваш взгляд выглядит картинка с МИР-1 АВТОМАТ по сравнению с другими МИРами-1?, если вы конечно имеете какой-то опыт по этому объективу, очень хотелось бы знать ваше мнение, причина в том что я имею МИР-1 АВТОМАТ, переделаный под м42, но не имею возможности в сравнении с остальным МИРным семейством.
  Добрый день. К сожалению, не смогу ответить на ваш вопрос – никогда не фотографировал Мир-1 автоматом. Предполагаю, что он не хуже Мир-1В и не лучше Мир-1Ш.

  #6 У меня есть объектив Мир, но я не могу определиться с его номером. На самом объективе написано МИР-II-М. Такого в инете нет... Помогите определиться, плиз!!
  Может быть это кинокамерный объектив Мир-11?

  #7 Спасибо вам за столь позновательную статью, я много узнал нового из этого семейства...
  Пожалуйста. Хорошо, что этот обзор ещё не устарел и вызывает интерес. Я рад.

  #8 Сергей, здравствуйте!
У меня есть вопрос, есть ли смысл ставить поляризационный фильтр на МИР-1Ш? Если есть, то какой искать? Подскажите, пожалуйста. Скрутил этот объектива с Зенита и использую через переходник m42-nex на Sony Alpha 5100. Бесконечность есть. Объектив очень радует.
Спасибо за обзор!
  Пожалуйста. Полярик увеличивает контраст, приглушает блики в лужах и витринах, делает небо (при съёмке под углом 90° по направлению к лучам солнца) более сочным. Не стоит забывать, что полярик съедает полтора стопа освещённости. Я редко пользуюсь поляриком и не могу сейчас дать оценку целесообразности его использования с Мир-1Ш. Надо будет поснимать и дополнить этот коммент (см. ниже).

Покупайте циркулярный (стекло полярика крутится в оправе, можно подобрать степень влияния). Искать полярики надо в фотомагазинах, резьба на Мире 49х0.75 – не самая ходовая. Возможно, придётся брать бОльшего диаметра и ставить через переходник с одной резьбы на другую.

2015-06-12 Сделал тестовую съёмку с поляриком (среднеразмерные файлы [1],[2],[3],[4] и [5]). Они подписаны. На мой взгляд, если не нужно снимать девушек сквозь витрину кафешки, то каждодневно полярик не особо и нужен. При съёмке в RAW (а тест я делал в JPG) можно получать сочное небо съёмкой с недодержкой в один-полтора стопа и последующим вытягиванием теней. Пейзаж с гладкой водной поверностью, вероятно, лучше снимать с поляриком, чтобы вода получилось более прозрачной.

  #9 Сергей! Уменьшил толщину юст. кольца и задняя линза стола упираться в линзу переходника. Бесконечности нет. Как решить эту проблему? Спасибо!
  В линзу переходника упирается С-образный защитный поясок задней линзы. Его стачивание вам не поможет – упрётся уже задняя линза. Объектив Мир-1 не ставится на Никон при помощи переходника с линзой, его надо переделывать. Это достаточно трудоёмкая процедура и не на всех экземплярах удаётся получить бесконечность.

  #10 Здравствуйте, я новичок. Использую MIR - 1, 2.8/37 с переходником на CANON EOS 450. С фокусом до 5 метров всё куда не шло, но на бесконечности - всё размыто и блекло. Фоткал на 2.8 диафрагму и без бленды. Скажите мне нужно допиливать объектив (менять стекла)? Или я дурак, и когда использую 5.6 диафрагму с блендой, всё произойдет?
  Если объектив с резьбой М39 (белый), то бесконечности не будет. Нужно уменьшить толщину юстировочного кольца внутри объектива на 0.3 мм. Если объектив М42 (чёрный), то это, вероятно, просто недостаточная для многопиксельной цифры резкость. Снимайте на f/5.6

  #11 Здравстуйте, я новичок, и у меня есть линзоблок Мир-1 белый КМЗ, и Мир-1ш, возможно ли пересадить линзоблок в тело второго и повлияет ли это на рабочий отрезок? На сколько помню, у белого мира отрезок 45,2 а на Зенитах, на котором и думаю использовать 45,5 ... Да и самое главное ожно где найти подробную информацию как его разобрать/собрать? Давно ищу её ...
  Да, хвостовые детали у этих объективов взаимозаменяемые. Рабочий отрезок выставляется юстировочными кольцами, это несложно. Фото разборки, с небольшими комментариями, в этом архивном файле. Заодно, смажете геликоид.

  #12 Сергей, как вы добились бесконечности белого МИР-1 на Nikon D50 ? На переходнике с линзой, заднее стекло упирается в линзу переходника (предохранительное полукольцо сточил на нет) но бескона всё равно нет, а на безлинзовом даже без юст. кольца бесконечность на 3-х метрах. Снимал бес переходников вообще(в ручную) навёлся на бесконечность но, зацепляет зеркало.
  Прочитайте ответ к комменту #3. Не каждый Мир-1 можно переделать на бесконечность. Мне просто повезло с экземпляром.

Новый комментарий (премодерация включена!):




© necster , 2010 - 2015